Конкурентные войны.
Началось?

Игорь Чернов Директор ТОО «Informsecurity»

Не стреляйте в пианиста. Он играет как умеет. Вывеска в техасском салуне.

Оператором для реализации билетов на международную выставку «Астана ЭКСПО-2017. Энергия будущего» была избрана российская компания Кассир.ру. Эта новость как-то незаметно прошлась по нашим СМИ, в социальных сетях немного повозмущались, дескать не могли найти местную компанию. На этом всё и закончилось. Осталось только считать деньги. Российской компании в виде прибыли. Нашим фирмам, которые тоже не прочь были поучаствовать в этом деле, в виде убытков. Российская компания получила такое право в результате победы в объявленном конкурсе. В котором она участвовала на абсолютно законных основаниях. ЕврАзЭС и всё такое. И который был проведёт прозрачно и открыто. И это понятно. Попробовал бы кто из наших чиновников сфальсифицировать итоги конкурса в пользу аффилированной компании. После того как всё бывшее руководство ЭКСПО получило реальные и немалые срока именно за такие фокусы. А как вы думаете, были подходы к нашим агашкам с просьбами поспособствовать в выигрыше этого конкурса со стороны наших бизнесменов? Ну то такое. Риторический вопрос.

К слову, подобная картинка наблюдается не только в сфере торговли билетами. Российские компании медленно но верно заходят на наш рынок. И теснят наших. Подобные случаи побед в конкурсах по госзакупкам отмечены в деле реализации фармакологической продукции и, не надо смеяться, канцелярских товаров. Это только кажется, что сколько там можно заработать на кнопках скрепках и карандашах. А если посчитать по всей стране, сколько например офисной бумаги изводится всеми нашими государственными органами, то очень даже неплохие деньги получаются. И это только то, что я знаю. А знаю я далеко не всё. Нет, критическая масса ещё не достигнута. Это когда мажилисмены, сенаторы, народные генералы, всевозможные эксперты и продвинутые блогеры грудью встанут, будут стенать о притеснениях отечественного бизнеса и требовать запрета участия иностранных компаний в наших тендерах. Но когда-нибудь в ближайшем обозримом будущем такой момент настанет. Тут к бабке ходить не надо.

Но вот что интересно. Почему-то почти никто не задаётся вопросом. А как так получается, что российские фирмы так легко заходят на наш рынок и так легко теснят наши компании? Это ведь не просто сделать. Спросите у любого знакомого бизнесмена, начинавшего с нуля, основавшего и поднявшего свою компанию – можно ли вот так запросто зайти со своей продукцией на чужой рынок? Где работают свои компании, реализующие подобную продукцию. Где есть устоявшиеся связи бизнеса и чиновничества. Где есть свои не только свои законы но и свои понятия. Ответ прост. Ели вы не всемирно известный бренд типа Макдоналдса или Ситибанка то зайти на чужой рынок вам будет очень сложно и дорого. И не факт что у вас получится отбить вложения. Такой заход на чужой рынок – мероприятие сродни военной операции. Нет, можно конечно попробовать сработать по принципу: «пришёл, увидел, победил». Но нужно помнить, что единственный человек в истории, у кого это получалось, был Александр Македонский. Так что далеко не факт что у вас получится. Действительно, представим себе на минутку, что к нашему чиновнику приходит российский бизнесмен и говорит, – я тут хочу поучаствовать в вашем тендере, готов откатить вам столько-то, предложу вот то-то по такой-то цене. А наш чиновник отвечает – замечательно, ваши условия отката приемлемы, готов с вами работать, гарантирую победу. Смешно же. У наших чиновников своих таких хватает. Родных. Проверенных.

Так что если уж вы решились это сделать, то прежде всего вам просто необходимо будет выполнить несколько вещей. Прежде всего собрать информацию. Много информации. О действующем законодательстве, регулирующем проведение тендеров. О местных компаниях, предлагающих такую же продукцию. О чиновниках, курирующих проведение тендеров. Об отношениях чиновников с бизнесменами. Да много о чём. Используя для этого разные методы. Законные, не совсем законные, а то и совсем незаконные. Приведу пример. Как-то прошлой зимой я разговаривал с коллегой из Москвы, который искал по заданию одной московской компании исполнителей для сбора информации об одном нашем гражданине. Я задал ему вопрос, – какие сведения тебя интересуют? Он ответил – меня интересует всё. Вплоть до того, какие цветы и духи предпочитает его жена и какое нижнее бельё носит его любовница. При сборе информации особо приветствуются компрометирующие материалы в отношении бизнесменов и чиновников. За предоставление доказательных фактов обычно доплачивают неплохую премию. Ну тут как говорится – бизнес, ничего личного.

Далее.  На основании собранной информации принимаются необходимые управленческие решения. Вырабатывается план. Назначаются ответственные исполнители. И вперёд. Согласно плану. К победе капиталистического труда.
Вернёмся к компании Кассир.ру. И к другим российским компаниям, победившим в наших тендерах. Ну не верю я что они все там Александры Македонские. Что они провели лихую кавалерийскую атаку и купили оптом всех наших чиновников. А это значит что перед тем как зайти на наш рынок они в обязательном порядке прошли всю процедуру. Собрали информацию. Приняли решение. Выработали план. И победили. К слову, всё больше российских и белорусских компаний в настоящее время заняты тем, что собирают информацию о нас. О нашем действующем законодательстве. О наших компаниях, предлагающих такую же продукцию. О чиновниках, курирующих проведение тендеров. Об отношениях чиновников с бизнесменами. Да много о чём. И готовятся зайти на наш рынок. Деньги потому что у нас пока ещё есть. А деньги в бизнесе – главное. Так что опять же – бизнес, ничего личного.

Удивляет в этой истории одно. Большинство наших бизнесменов как-то абсолютно инфантильно относятся к этой ситуации. Вместо того чтобы организовывать противодействие угрозе и проводить мероприятия по её блокированию, наши бизнесмены зачастую как в Деда Мороза верят в доброго агашку, который не допустит чтобы с ними и их компаниями произошло что-то плохое. Создаётся впечатление, что вместо того чтобы потратить деньги на безопасность собственной компании, эти деньги экономят для того, чтобы отдать их агашке, гарантирующему конкурентное преимущество. Странно это во-первых потому, что агашек в нынешнее время стало меньше. Некоторые из них стараниями компетентных органов отправлены в места не столь отдалённые. Некоторые отлучены от бизнеса. А некоторые просто боятся ввязываться в подобные сомнительные схемы. А во-вторых странно это потому, что былых возможностей по лоббированию интересов дружеских компаний у многих агашек уже нет. Нет, деньги конечно возьмут. Но потом делать ничего не будут. Как повезёт. В крайнем случае деньги вернут. В узких кругах всё чаще ходят подобные истории. И не надо забывать о том, что это для нас наши агашки очень уважаемые люди. А для российских и белорусских бизнесменов они не более чем объекты разработки. Бизнес, ничего личного.
Говорят, что менталитет у нас таков, что мы не пошевелимся пока в некую часть нашего туловища не клюнет жареный петух. Но ведь петух уже клюёт. Впрочем, это уже другая история.

P. S. Не надо ругать россиян и белорусов. Они работают как умеют.
Берегите себя.

Обсудить эту статью можно портале Zakon.kz Вернуться к списку статей